приглашаются
бегуны и тандемы
Бег в летнюю ночь Проект закрыт. Всем спасибо!
Назад Страница 0123 Вперед

учебного плана Морской академии. Именно этой цели и служила уже знакомая нам «рапирная наука» (фехтование на рапирах). Как здесь, так и в школе навигацких наук фехтование на рапирах было включено в учебные планы, благодаря тому значению, которое оно имело в военном деле того времени.

По данным Веселаго 1, срок обучения в Морской академии был к 1725 г. определен в 6 лет и 9 месяцев. При этом по учебному плану на фехтование отводился в общей сложности один год. Преподавателем был иностранец Гейман, получавший жалование 550 руб. в год.

Недостаточно выясненным является вопрос, откуда впервые было занесено фехтование в Россию. Нам известно, что еще в царствование Михаила Федоровича (1633 г.) в дворцовых записях упоминается о «шпажном поединке» поручика Ант Зандерсон с золотых дел мастером Яковом Гаст. Этот поединок имел характер забавы, потехи, а вовсе не того судебного поединка, о котором подробно рассказывает Герберштейн в «Записках о московитских делах». Надо полагать, что участники поединка были иноземцы и по всей вероятности немцы. Из других источников, относящихся к эпохе Петра I, нам известно о посылке молодых дворян за границу, где они, учась в академиях, в числе других наук изучали военное дело, а также фехтование и верховую езду2. Так например, имеются достоверные сведения о том, что посланный учиться за границу И. Неплюев и его товарищи изучали в испанской морской академии «наряду с другими предметами солдатский артикул и фехтование на шпагах». По окончании академии в 1720 г. И. Неплюев и его товарищи вернулись в Россию. Имеются сведения о пребывании группы русских молодых дворян во французской морской академии (в Тулоне), где наряду с изучением «навигации, инженерства, артиллерии, рисования масштабов и других предметов» учились также «танцевать, на шпагах биться, на лошадях ездить».

Вообще в Западной Европе именно в начале XVIII в. получили широкое распространение академии, имевшие профессионально-практический уклон. В их учебном плане видное место занимали военные науки, а также и интересующие нас фехтование и верховая езда.

В письмах к Петру I знаменитый философ Лейбниц, положительно отзываясь о школах и академиях, существовавших в Германии, советует по этому же типу учредить академию в России. А нам известно, что в учебном плане немецких академий фехтование на рапирах и верховая езда (берейтерское искусство) занимали далеко не последнее место.

Лейбницу принадлежит также составление записки, в которой он подробно излагает свои соображения «О создании сети

1 Веселаго. Очерки истории морского кадетского корпуса.

2 Пекарский. Наука и литература в России при Петре Великом.

123

Назад Страница 0123 Вперед
Оставайся собой