но рекомендуют в этих случаях применение парафиновых аппли-каций и массажа, что приводит лишь к усилению оссифицирующего процесса и усилению болевых ощущений. Мы рекомендуем применение гальванического тока и особенно иодионогальванизацию (электроды поперечно расположены, на медиальный мыщелок — отрицательный электрод). Курс лечения — 20 процедур, по одной процедуре ежедневно длительностью 50—60 мин. В запущенных случаях следует, кроме иодионогальванизации, применить инъекцию в область надмыщелок вокруг уплотненного участка 15—20 см3 1 %-ного новокаина.
Этими консервативными мероприятиями нам удалось у трех больных добиться практического исцеления, у 4-го больного резкого улучшения и только у одного больного при двухгодичной давности заболевания пришлось прибегнуть к иссечению окостеневшего участка. Отдаленный результат — хороший.
Хондропатия надколенника
Речь идет о часто наблюдающихся среди спортсменов деструктивных и дегенеративных изменениях хряща надколенника, развивающихся под влиянием острой однократной или мелкой многократной его травматизации. Обычно очаг поражения хряща невелик, охватывает более поверхностные его слои, и по удалении острым ножом разволокненного участка кость остается все же прикрытой нетолстым слоем хряща. В более тяжелых случаях разво-локнение и рассасывание хряща идет глубже — до кости. Клинически это заболевание выражается в упорно рецидивирующих выпотах, неопределенных болях в суставе, усиливающихся при давлении на чашку, при стоянии на коленях и т. д. В ряде случаев, по нашим наблюдениям, это заболевание ошибочно принимается за так называемый «туберкулезный ревматизм» Понсе. Ограничимся описанием проявлений этого заболевания, данным Т. П. Краснобаевым.
«Иногда я встречал у туберкулезных больных водянки в коленном суставе, а также, хотя и реже, и в других суставах; развивались без всякого повода, с совершенно нормальной температурой, без всяких продромальных явлений; их нельзя было связать ни с одним из известных нам болезненных состояний, способных вызвать водянку сустава». Т. П. Краснобаев допускает, «что в ряде этих случаев имеется ничтожный околосуставной туберкулезный очаг, не открываемый рентгенографически, но вызывающий ясный перифокальный неспецифический процесс и затихающий вместе с исчезновением последнего». Внимательное исследование наших больных обнаруживает, однако, отсутствие целого ряда признаков, характерных для раннего или начального периода развития туберкулеза. Общее состояние больного хорошее, нет уплотнения стенок капсулы сустава (верхнего заворота), отсутствует симптом Л. Г. Александрова, т. е. нет утолщения кожной складки на пораженной конечности по сравнению с симметричным местом на здоровой. Наконец, отсутствует картина равномерного остеопороза суставных концов костей, а «этот остеопороз является настолько типичным для туберкулеза, что если его нет, то нет и туберкулеза сустава» (Т. Б. Краснобаев).
259