приглашаются
бегуны и тандемы
Бег в летнюю ночь Проект закрыт. Всем спасибо!
Назад Страница 0110 Вперед

в 1698—1699 гг.1, наблюдая, как происходят сельские праздники; особо отметил в «Дневнике путешествия в Московию» широкое распространение качелей: «Смешно, — говорит он, — что старики вперемежку с мальчиками находят удовольствие в тех же самых играх и забавах и справляют свои праздники тем, что бесцельно качаются на непрерывно движущемся бревне, то становясь на него, то садясь». Берхгольц в своем «Дневнике» рассказывает об устройстве качелей «для простого народа» у Красных ворот в Москве, в апреле 1724 г.2.

И Корб и Берхгольц указывают еще на распространение обычая среди русского народа зимою пользоваться «горячими банями», или «thermis et caldaris», как называет их Корб, а в летнее время — реками и озерами для массовых купаний и плавания.

Берхгольцу приходилось также наблюдать, как в день «водосвятия» (6 января 1722 г.) на реке, Москве в больших прорубях «весело купались взрослые люди». Говоря о наличии физической закалки у русских, он особо отмечает то искусство, с каким один из купающихся нырял в ледяную воду и подолгу находился там, проделав это семь раз «в продолжение часа».

Из специфических мужских развлечений, имевших несомненно широкое распространение и большое значение в деле физического развития народа, следует отметить кулачные бои. Сравнивая описание кулачных боев XVI в., которое мы находим, у Герберштейна, с описанием кулачных боев начала XVIII в., мы обнаруживаем целый ряд весьма существенных изменений, происшедших в их содержании.

Первое, что здесь бросается в глаза, это внесение в содержание кулачных боев значительно большей организованности; второе—установление нового правила, по которому все участники кулачного боя делятся на две равные по числу группы; и, наконец, третье — это установление правила об определении победившей стороны. Так, описывая кулачный бой, Герберштейн говорит лишь об умении отдельных бойцов наносить удары и подолгу находиться на одном месте, а также об умении их терпеливо переносить получаемые от противников удары. Ни о делении участников на равные по числу партии, ни об установлении каких-либо других правил в этом описании кулачного боя не говорится ни слова.

Совсем иное мы находим в описании кулачного боя у Берхгольца: «Увеселения, какие нам удалось видеть, — рассказывает высокомерно Берхгольц,—состояли в... плясках или в кулачных боях... Люди, которые для забавы выходят на кулачки, так медленны и умеют делать такие прыжки, что смо-


110

1

   Секретарь римского посольства в Москве. См. «Дневник путешествия в Московию». СПБ. 1906.

2

   Берхгольц. Дневник, Ч. 4, стр. 26.

Назад Страница 0110 Вперед
Оставайся собой