приглашаются
бегуны и тандемы
Бег в летнюю ночь Проект закрыт. Всем спасибо!
Назад Страница 0131 Вперед

Петра, 8 мая 1688 г., был объявлен «стольникам, стряпчим и дворянам московским и жильцам и всяких чинов людям» указ, чтобы они

«...в местах царских охотничьих угодий около Москвы в ближних местах с людьми своими по полям и в них со псовою охотою не ездили и из пищалей ни по. каким птицам не стреляли и людей своих для того же не посылали».

Но этот указ, повидимому, плохо выполнялся дворянами и людьми «других чинов», со всем пылом увлекавшимися охотой, что и вызвало издание упомянутых выше указов.

«Ныне ведомо великому государю учинилось, — читаем мы в указе от 18 апреля 1703 г., — что на тех Измайловских лугах по рекам и прудам и по озерам ездят всяких чинов люди со птицами и с пищалями, птиц ловят и из пищалей по ним стреляют».

Помимо предписания управителю села Измайлова, стольнику и воеводе М. В. Афросимову установить более надежную охрану царских охотничьих угодий, указ устанавливает и меры наказания для нарушителей закона «о царской охоте»: так, с «высших чинов», уличенных в браконьерстве, взыскивался штраф в размере 100 руб., нижним же чинам «грозило наказание жестокое безо всякой пощады» и «ссылка в Азов с женами и детьми на вечное житье» 1.

Наряду с приведенными выше фактами, свидетельствующими о все растущем увлечении русского дворянства охотой, можно также привести еще описание соколиной и псовой охоты, которое имеется и у Корба и у Берхгольца.

Вот как описывается охота с соколами и гончими:

«В 7 часов утра его королевское высочество с т. с. Бассевичем и некоторыми из нас поехал верхом к охотничьему дому кн. Ромодановского, где еще до обеда началась соколиная охота за утками, которая была чрезвычайно забавна. У князя множество прекрасных и редких соколов, и он не мало тратил на них. Уток там было очень много, а потому добыча наша вышла довольно значительная...»

Приводя далее описание охоты с гончими, Берхгольц сообщает, что гончих было более ста тридцати.

Оставляя в стороне замечание Н. Кутепова, что здесь Берхгольц, говоря о большом числе соколов и гончих, вероятно, ошибается, считая их собственностью кн. Ромодановского, а не собственностью царского приказа, мы из этого описания делаем тот вывод, что охота в эпоху Петра I не только не утратила своей привлекательности для высшей знати и русского дворянства, но, повидимому, она, как и встарь, являлась одним из наиболее любимых и распространенных среди них развлечений.

131

1

Н. К у т е п о в. Царская и императорская охота на Руси, 1900. Т. II, стр. 10—11.

Назад Страница 0131 Вперед
Оставайся собой